Комитет образования Администрации Чудовского муниципального района

Основное образование

 

 

  Готовимся к 2025-2026 учебному году

Изменения в федеральных программах начального, основного и среднего образования с 1 сентября 2025 года — Приказ Минпросвещения №704

В Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704, который вносит изменения в федеральные основные общеобразовательные программы, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года. Соответствующий документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

В целях сокращения нагрузки на обучающихся определено максимальное количество контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР). Оно не должно превышать 10% от всего объема учебного времени.

Приказом закреплен перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ при проведении федеральных и региональных процедур оценки качества образования.

Программы синхронизированы с основным и единым государственными экзаменами: по каждому учебному предмету указан перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ.

Также в программы внесено поурочное планирование по учебным предметам непосредственного применения. При этом у общеобразовательных организаций остается право по своему усмотрению использовать часы резервных уроков и определять место оценочных процедур в поурочном планировании и их количество, не превышающее установленных требований.

Установлены изменения и в части учебных предметов «История» и «Обществознание».

Так, с 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5-й класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края); 6-й и 7-й классы – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края). В 8–9-х классах изменения предусмотрены с 1 сентября 2026 года: для 8-х классов отводится 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю России; для 9-х классов – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на историю России.

С 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения предмета, остается без изменений. С 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе.

12 марта 2025 года Институт содержания и методов обучения провел «Методическую среду ИСМО» по разъяснению требований приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704.

Изменения в ФОП ООО Приказ №704 от 09.10.2024

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202502120007?index=2

  Приказ Минпросвещения 704: изменения

Минпросвещения России выпустило приказ от 9 октября 2024 года № 704, который внес изменения в федеральные образовательные программы. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на снижение учебной нагрузки, повышение качества образования и улучшение планирования учебного процесса. Давайте разберемся, что это значит на практике.

1) Во-первых, приказом установлено, что общее количество контрольных работ, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), не должно превышать 10% от всего объема учебного времени. Это позволит избежать перегрузки учеников и сбалансировать учебные и проверочные мероприятия.

·                                 Длительность контрольной работы составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).

·                                 Длительность практической работы, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).

2) Во-вторых, документом закреплен перечень проверяемых требований (кодификатор) к метапредметным и предметным результатам. Теперь четко определены критерии, по которым будет оцениваться успешность освоения программ, что позволит унифицировать процедуры оценки на федеральном и региональном уровнях. Так, например, определены критерии Познавательных УУД: логические действия, выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей.

3) Кроме того, программы обучения теперь синхронизированы с государственными экзаменами — ОГЭ и ЕГЭ. По каждому предмету выделен список элементов содержания, которые будут проверяться на экзаменах. В то же время у школ остается возможность корректировать поурочные планы в пределах установленных норм, определяя количество оценочных процедур и их расположение в расписании.

4) В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков, адаптированным к новому образовательному стандарту.
Например, для русского языка в 5 классе предусмотрено следующее планирование:

1.                              Богатство и выразительность русского языка.

2.                              Лингвистика как наука о языке.

3.                              Повторение орфографии: правописание гласных и согласных в корне (повторение пройденного в начальной школе).

4.                              Повторение орфографии: правописание разделительного мягкого и твердого знаков.

5.                              Повторение состава слова.

6.                              Повторение морфологии: самостоятельные и служебные части речи.

7.                              Повторение синтаксиса.

8.                              Контрольная работа (повторение пройденного в начальной школе).

9.                              Устная и письменная речь.

10.                          Монолог, диалог, полилог.

11.                          Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.

12.                          Виды чтения.

13.                          Виды аудирования.

14.                          Речевой этикет.

15.                          Обучающее сочинение (изложение).

16.                          Понятие о тексте и т.д.

Обществознание и история с 1 сентября 2025

Изменения в изучении истории и обществознания с 1 сентября 2025 года будут следующими:
5-й класс:

·                                 68 часов будет выделено на изучение всеобщей истории.

·                                 34 часа — на историю своего края.
6-й класс:

·                                 28 часов для изучения всеобщей истории.

·                                 57 часов на изучение истории России.

·                                 17 часов на историю края.
7-й класс:

·                                 28 часов — на всеобщую историю.

·                                 57 часов — на историю России.

·                                 17 часов — на историю своего края.

8-й и 9-й классы (с 2026 года):
8-й класс:

·                                 34 часа на всеобщую историю.

·                                 68 часов на историю России.
9-й класс:

·                                 23 часа на всеобщую историю.

·                                 45 часов на историю России.

Обществознание с 9 класса:
С 1 сентября 2026 года обществознание начнут преподавать с 9-го класса.

Изменения в ФРП

В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам. Вот основные моменты:

  1. Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения, а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы необходимо будет сдавать на экзамене.
  2. Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к подготовке.
  3. Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или исключены вовсе.
  4. Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский): добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.
  5. Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться к экзаменам.
  6. Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более гибким и адаптированным к нуждам учащихся.
  7. Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к экзаменам.
  8. Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.
  9. История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.
  10. Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.
  11. Физическая культура: введена новая редакция модулей, таких как «Самбо», «Гандбол», «Хоккей», «Городошный спорт» и даже «Компьютерный спорт», что делает уроки более разнообразными.
  12. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): корректировки в модуле «Безопасность в социуме» и добавление поурочного планирования обеспечат учащимся более современное и актуальное обучение.
  13. Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство» и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.

Эти изменения делают образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни.

Организационные моменты учебного процесса

В новом Приказе Минпросвещения 704 также обновлены организационные моменты учебного процесса. Вот краткое и структурированное описание изменений:

Учебный план:

  1. Продолжительность учебного года теперь составляет 34 недели. Минимальный объем часов увеличен с 2170 до 2312 часов за 2 года обучения, максимальный — до 2516 часов.
  2. Варианты федерального учебного плана (ФУП) для различных направлений (естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического и технологического) предполагают 2 часа обязательных уроков. Третий час можно проводить за счет части, формируемой самими школами и учениками. Раньше третий час мог браться также за счет внеурочной деятельности или посещения спортивных секций.
  3. Появились рекомендации по домашнему заданию, что сделает нагрузку для школьников более сбалансированной.

Календарный учебный график:

  1. Учебный график и режим работы теперь школы могут устанавливать самостоятельно, что позволит им более гибко подходить к организации учебного процесса.
  2. Каникулы должны длиться не менее 7 дней, а летние — не менее 8 недель. В случае чрезвычайных ситуаций возможен перенос учебного процесса на лето.
  3. Рекомендуется проводить учебные периоды по 5-6 недель с недельными каникулами. Общая минимальная продолжительность каникул должна быть не менее 126 дней для 10 классов и 42 дня для 11 классов.

Внеурочная деятельность:

  1. Один час в неделю рекомендуется посвящать занятию «Россия — мои горизонты».
  2. До 4 часов в неделю школьники могут выбирать сами занятия по интересам, 1 час — на организационную деятельность, и еще 1 час — на профориентацию. Школы сами определяют формы проведения внеурочных занятий.

Эти изменения позволят более гибко организовать учебный процесс и внеурочную деятельность, создавая комфортные условия для учеников и преподавателей.

Подведем итоги

В заключение можно отметить, что новые изменения в образовательных стандартах и учебных планах направлены на создание более гибкой и эффективной системы обучения. Увеличение минимального объема часов, самостоятельная корректировка учебных графиков и рекомендаций по домашним заданиям позволят школам лучше адаптироваться к нуждам учеников и реалиям современного мира. Нововведения касаются как обязательных предметов, так и внеурочной деятельности, что способствует всестороннему развитию учащихся и помогает им более осознанно выбирать будущие направления обучения и профессионального развития.

 

  Вебинар "Обновления в федеральных образовательных программах: что изменится в школах с 1 сентября 2025" | Издательство "Легион" | Дзен

https://dzen.ru/video/watch/6838187ff92fd44f379549d6

Проектирование учебного плана на 2025/2026 учебный год

https://rutube.ru/video/85e07403088895b1e429eb7ef2a80f99/?utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=title&utm_content=85e07403088895b1e429eb7ef2a80f99&utm_term=rcro.lgpu.org&t=2

 

 

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Приказ министерства образования Новгородской области "О введении Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в Новгородской области"

Распоряжение комитета образования администрации Чудовского муниципального района от 23.12.2024 № 362 "Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций, в которых допускается в 2024-2025 учебном году индивидуальный отбор обучающихся при приеме либо переводе в классы с углубленным изучением отдельных предметов  и (или) классы профильного обучения для получения основного общего и среднего общего образования"

Новые ФГОС, которые будут действовать с 1 сентября 2022 года

 

ФООП ООО

Презентация "Об особенностях внедрения ФООП ООО"

Изменения в закон "Об образовании в РФ" №273-Фз от 29.12.2012г.

Муниципальный план-график перехода на ФООП ООО с 01.09.2023

ФГОС ООО

 Изменения ФГОС ООО

 Дорожная карта перехода на ФГОС ООО

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.08.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»